Thursday, November 28, 2013

"Ах, посмотри-ка на этот прекрасный дом!"

Passing it, Debo had often said to Andrew,
'Oh, look at that lovely house, I wonder who lives there.’
And he would say, 'Oh, do shut up.’

Итак, поводом для "криминального расследования" послужил вопрос любопытствующих о том "как такие дома и имения выживают, благодаря чему"?
И хоть я и увиливала от возможности рассказать о Чатсворт-хаус (Chatsworth House) в силу необъятности материала, но тем не менее ярче примера под рукой не оказалось.
Сдаюсь и рассказываю.
Не подробно, а лишь о том, что имеет непосредственное отношение к теме.
Но очень даже советую заинтересоваться, нырнуть глубже в историю этой семьи и вы не будете разочарованы, это я вам гарантирую.
Итак.

Чатсуорт - одно из самых внушительных из множества старинных "Больших Домов", украшающих сельскую местность Англии.
Это дом герцогов Девонширских.
Герцог Девонширский (Duke of Devonshire) - британский титул учреждёный в 1694 году, и его носит старший представитель аристократической фамилии Кавендишей.
Эта ветвь фамилии является одной из наиболее богатых и влиятельных семей на территории Англии начиная с XVI века. Сравниться с ней могли только графы Дерби и маркизы Солсбери.
-----------
10-й Герцог Девонширский, предпринял некоторые шаги с целью облегчить бремя содержания Имения Чатсворт для последующего поколения.
Так закон предусматривает, что Имение освобождается от налога на наследство, если оное будет передано наследнику от живого владельца -то есть при его жизни, НО должно пройти пять лет с момента юридического подписания передачи имущества. (Именно эту рискованную во всех отношениях операцию успешно осуществил 9-й граф Шефтсбери - в предыдущей истории о Вимборн Сент-Джайлс.)
Увы! Не столь удачливый 10-й Герцог Девонширский умер от сердечного приступа в 1950 году, за 14 недель до пятилетнего срока оговоренного законом.
Его старший сын, Уильям, маркиз Хартингтон, был убит в бою в 1944 году, так Эндрю Кавендиш (Andrew Cavendish) стал наследником герцогства и маркизом Хартингтон; а в 1950 году, после смерти отца, он стал 11-герцогом Девоншир. ( И здесь ситуация та же самая как с Вимборн Сент-Джайлс- нежданное наследство по причине смерти старшего сына-наследника достается следующему на линии)
Так что ему досталось и Имение, обремененое долгами в 7 млн фунтов (налог на наследство - 4.72 млн. фунтов стерлингов+проценты).
Эта сумма составляла 80 процентов от стоимости имущества.
На выплату долгов потребовалось двадцать четыре года при выплате в размере 1000 фунтов стерлингов в день.
Для погашения налога на наследство были проданы тысячи гектаров в Шотландии и графстве Дербишир, книги и многие произведения искусства принадлежащие семье.
Сегодня стоимость содержания Дома составляет около 4 миллионов фунтов стерлингов в год.
В настоящее время содержание Чатсуорт-хауса финансируется за счёт привлечения туристов и сдачи территории в аренду для съёмок фильмов (из последних - "Гордость и предубеждение", "Герцогиня", "Человек-волк").
Имению принадлежит Ферма в комбинации с магазином "Chatsworth Farm Shop", в котором работает около ста человек; линия продуктов питания люкс "Chatsworth Food"; линия "Chatsworth Design" продающая сувениры с изображениями Имения и его экспонатов.
Чатсуорт-хаус в прошлом году посетили более 623000 любопытствующих, имение является одним из самых популярных в Англии.
Почти 100 из 126 комнат Чатсуорт-хауса закрыты для посетителей - в них проживают члены семьи.
История этого дома - это история об успешном бизнесе.
В 1950 году, когда Герцог и Герцогиня Девонширские жили рядом, но Чатсуорт был еще пуст, Дебо дразнила мужа, когда они проходили мимо: "Ах, посмотри-ка на этот прекрасный дом. Интересно, кто там живет."
В конце концов, они восстановили его и это был триумф.


11-ые Герцог и Герцогиня Девонширские (Andrew and Deborah Devonshire) переехали в Чатсуорт-хаус (Chatsworth) в 1959 году.
Это они осуществили огромную программу обновления, модернизации Дома и большинство пунктов этой программы организованы и выполнены благодаря Графине, а это 175 комнат, 17 лестниц и 3426 футов коридоров, включая установку дополнительных 17-ти ванных комнат.
Ныне Вдовствующая герцогиня Девоншир оставалась в Доме в течение 18 месяцев после смерти мужа, а затем решила, что пришло время уходить, передав Дом своему сыну - 12-ому герцогу и его жене.
Сегодня она, Дебора Кавендиш более известная в мире под своим девичьим именем Дебора Митфорд или "Дебо" (31 марта 1920 года рождения), которая вышла замуж за 11-ого герцога Девонширского и превратила резиденцию семьи Чатсворт хаус в дом-музей, живет в бывшем доме священника в деревне недалеко от Большого Дома.
...наконец-то. Потому как она говорит о себе "Я всю мою жизнь жила в меблированных комнатах."

Один раз в год (во время деревенского праздника) Дебора Девоншир открывает двери теперь уже небольшого дома и позволяет людям заглянуть внутрь.
Так что о ней нужно рассказывать отдельно.
Вы так же можете прочитать ее многочисленные книги, особенно ее замечательные мемуары "Жди меня. Мемуары младшей сестры Митфорд" ("Wait for Me!... Memoirs of the Youngest Mitford Sister" 2010).

У 93- летней Графини было шесть сестер и один брат и она самая молодая и последняя оставшаяся в живых из шести сестер Митфорд (Mitford), чьи политические связи и браки были характерной особенностью английской культуры в 1930-х и 1940-х годов.
Дебора Девоншир не из тех, кто вызывает жалость, но ее жизнь не всегда была ровной и гладкой.
У нее трое детей, но она также потеряла трех младенцев вскоре после рождения.
Да и жизнь с Эндрю было не всегда ложем из роз, он был алкоголиком.
В книге она со сдержанным достоинством описывает алкоголизм мужа и то как это чуть не стало причиной развода в 80-х.
Но она ничего не пишет о его неверности. Ее комментарий: "Это случается со всеми и нечего делать из этого сенсацию."
Она характеризует мужа: "Он был живой и остроумный - острый, как бритва и он умел дружить, был преданным своим друзьям. Порой он был тяжелым человеком, но он никогда не был скучным."
Ее жизнь была замечательно интересной, и только ее лаконичный стиль позволил ей впихнуть все в 370 страниц.
Это были "mistakes and sorrows, courage and gusto" - ошибки и печали, мужество и смак (вкус, если хотите.)
В 1991 году в годовщину их золотой свадьбы, герцог и герцогиня пригласили всех в округе чья золотая годовщина свадьбы совпала с Герцогской на чаепитие - собралось 3700 человек. Это был типичный жест, оставляющий ощущение, что они создали своего рода сказочное царство во время их правления в Чатсворт.
Бывшая Châtelaine великолепного Чатсуорт вспоминает:
"Я предполагаю, что я унаследовала от матери некоторые из старомодных способов ведения хозяйства. Бухгалтерские книги моей матери меня просто завораживали. Она была очень дотошной и записывала каждую потраченную копейку, каждую копейку.
Не все ее дети унаследовали эту способность. Так мать давала им уроки по ведению домашнего хозяйства, давала им воображаемую сумму в 500 фунтов стерлингов на год на расходы с просьбой составить бюджет на отопление, питание и так далее. Одна из дочерей, Нэнси, написала: "Цветы - 499 фунтов стерлингов. Все остальное - 1 фунт фунтов стерлингов'."

На первой фотографии...Who Wears the Trousers? Кто носит брюки? Это Идиома - оборот речи. И на ум приходят еще две фразы: "Keep a stiff upper lip. Keep your chin up." - то есть "держаться молодцом".
Между двумя фотографиями - прекрасный небольшой портрет сделанный Люсьеном Фрейдом.
Женщина в белой рубашке, Дебора когда ей было 34.
Когда Эндрю Кавендиш вошел в студию Фрейда, там были двое мужчин, один из которых, глядя на картину, спросил его: "Кто эта женщина?"
"Моя жена," - ответил Эндрю. "Ну, слава Богу, что не моя," - сказал мужчина.

Нужно наверное написать - конец.
Но я напишу - продолжение следует, потому как одна тема цепляет другую и мифам в переплетении с фактами нет конца.
PS Должна отметить, что Wimborne St Giles у меня Вимборн Сент-Джайлс, а не Уимборн Сент-Джайлс.
А у вас как, слабо выговорить Уимборн?!)))

No comments:

Post a Comment